Niysa Galgaev (niysa) wrote,
Niysa Galgaev
niysa

Category:

Объявляется «Хьоашал-Марафон»!

hoashalПочему люди стали заметно реже ходить друг к другу в гости?

Во времена моего детства практически ни дня не проходило без визита гостей (обычно родственников и соседей, и даже из других регионов очень часто приезжали знакомые и друзья).





Можно было запросто зайти в гости к кому угодно, люди ощущали потребность в эмоциональной разрядке и обмене новостями в кругу родственников и друзей, легко собирались и общались за чашкой чая.

Сегодня мы плотно подсели на иглу интернетизации и мобильной связи, стали более занятыми и, что особенно печально, - конкурентами друг другу.

Само общение становится прагматичным, всё чаще общаемся с теми, с кем выгодно общаться по тем или иным причинам. Даже в дружеском общении мы преследуем определенные цели. Просто так перекинуться словом-другим уже не получается.

И если наши предки могли часами рассуждать на отвлеченные темы, то теперь всё обсуждается быстро и лаконично, за несколько минут, а то и секунд. Это, конечно, неплохо, что меньше времени тратится на разговоры, но проблема в том, что временной разговорный диапазон всё больше сужается и объём живого общения стремится к нулю. Да и меньшее количество слов вовсе не означает их большее качество.

Мы всё больше ориентируемся на европейские и американские традиции и ценности. Чтобы пойти в гости, нам теперь нужно особое приглашение и веский официальный повод — день рождения, рождение детей и т.п.

Постепенно становимся беспросветными эгоистами, превращаемся в жадных, настороженных и некоммуникабельных. Контактируем с людьми, когда от них что-то нужно и с их стороны ожидаем того же. Привыкаем к определенному укладу жизни и избегаем попыток поменять что-либо вокруг. Огородили себя высокими заборами, не хотим никого впускать в личное пространство, боимся дополнительных хлопот и чувствуем дискомфорт оттого, что наш уровень жизни кто-то оценит, обсудит, возможно, осудит или позавидует и все эти реакции и оценки нам крайне нежелательны. Дошло до того, что даже соседи друг с другом месяцами не общаются и, в случае необходимости, предпочитают связаться посредством мобильной связи, чем дойти до соседского дома.

Раньше родители всегда были в курсе с кем учатся и дружат их дети в школе и на улице, общались и дружили с их родителями, ходили в друг к другу в гости. Сегодня же большая редкость встретить играющих детей на улице, не говоря уже о какой-то родительской коммуникационной кооперации. А ведь домашнее компьютерно-игровое бытие никогда не заменит и не закалит характер, как уличная школа жизни.

Живое общение крайне необходимо.

Никто не отменял резко возросшие психологические нагрузки в силу царящего вокруг негатива и депрессии, грамотно распыляемых и приукрашиваемых средствами массовой информации. Раньше даже чувство надежды на светлое будущее было более сильным и правдоподобным, хотелось жить и развиваться ради каких-то идеалов, а теперь-то и этой красивой картинки на горизонте, кажется, нет.

Людям свойственна необходимость делиться своими новостями, мыслями, переживаниями, чувствами. Просто выслушать человека и дать ему всего лишь искренний совет - это тоже большое благо, которое может перевесить чашу весов в Судный день. Я уже не говорю о том, насколько ценным шагом является посещение стариков, больных, инвалидов. Наши предки уделяли особое внимание посещению больных, читали салават, дуа и, тем самым, облегчали их страдания.

С точки зрения Ислама, посещение братьев-мусульман - это Сунна и одна из главных обязанностей мусульманина. Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Когда мусульманин проведает больного человека или навестит своего брата, то ангел с Небес возвестит: «Благословение тебе [о, раб], благословен путь твой! Ты обеспечил себе место в Раю!».

В другом хадисе говорится о том, что навещающего своего брата сопровождают ангелы, которые молятся за него и просят Аллаха за него: «За мусульманина, проведавшего утром своего брата - будут молиться до вечера семьдесят тысяч ангелов, также за мусульманина, проведавшего своего брата вечером - до утра будут молиться семьдесят тысяч ангелов. Он пожнет плоды своего земного деяния в Раю».

По поводу посещения больных, если последние не в состоянии передвигаться и выходить к людям, Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Всевышний Аллах в день Суда скажет: «О сын Адама, ты меня не проведал, когда я болел» - раб ответит: «О мой Господь, как же я мог проведать Тебя, ведь Ты Господь Вселенной?!» Тогда Аллах (хвала Ему!) скажет: «Разве ты не знал, что мой раб (такой-то) болел, и не посетил его. А если бы ты посетил его, то нашел бы меня возле него».

С незапамятных времен об ингушском гостеприимстве ходили легенды и кодекс «хьоашал» был базисом традиционной матрицы ингушей. Нам не надо ничего выдумывать, эта Сунна, которую бережно берегли наши деды, всегда была в крови нашей нации и мы не имеем никакого морального права отдаляться от кодексов чести, мужества и гостеприимства, потому что, потеряв однажды, будет очень сложно возродить подобные обычаи и традиции. Мы обязаны продолжать, ценить и преумножать достояние предков. Хорошо, что хотя бы праздник «мархаш» обязывает нас навещать родных, близких, немощных, но и этого слишком мало.





Предлагаю всем проводить ежегодный Хьоашал-Марафон. Это своеобразный личный квест, содержащий, как минимум, 42 гостевых визита в году (можно как самому посещать, так и приглашать гостей), исключая период праздника «мархаш». В среднем выходит 1 гостевое посещение за 9 дней, что под силу даже самому занятому человеку. Как минимум треть (больше 14 визитов) предлагаю посвятить посещению больных и немощных. Подведение итогов и награждение победителей состоится в Судный день. Уверен, что на церемонии награждения мы будем дико рады каждому очку, заработанному в этом интересном и очень полезном испытании. Дала аьттув боакхалба!



Tags: хьоашал-марафон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments